Проект DXVK заменяет используемую сейчас в Wine трансляцию Direct3D10/11->OpenGL на трансляцию Direct3D10/11->Vulkan, D9VK является ответвлением от DXVK, делает тоже самое, но только для Direct3D 9. Использование DXVK и D9VK необходимо для обеспечения наилучшей производительности в Windows-играх, запускаемых на GNU/Linux, если они используют Direct3D 9/10/11. DXVK и D9VK можно устанавливать одновременно в один префикс Wine, но Gallium Nine Standalone нельзя вместе с D9VK, но можно вместе с DXVK. Для их работы необходим GPU с поддержкой Vulkan и Vulkan-драйверы, желательно, новейший выпуск. Минимальные требования к драйверам по этой ссылке: https://github.com/doitsujin/dxvk/wiki/Driver-support Инструкции по установке Vulkan-драйверов здесь: https://vk.com/topic-114916478_37411637?post=1387 Подробности о DXVK: https://github.com/doitsujin/dxvk Ссылка на GitHub-репозиторий D9VK: https://github.com/Joshua-Ashton/d9vk
DXVK и D9VK не являются самостоятельным трансляторами в том смысле, что для их работы необходимо установить Wine. Wine должен быть собран с поддержкой Vulkan, но в репозиториях некоторых дистрибутивов GNU/Linux Wine всё ещё собран без поддержки Vulkan. Если вы используете PlayOnLinux, то знайте, что он по умолчанию не поддерживает Vulkan и поэтому помешает вам использовать DXVK и D9VK, а также может привести и к другим неисправностям, которые Вам удастся избежать если вы установите Wine согласно руководству по этой ссылке: https://vk.com/topic-114916478_36976644
Все дальнейшие инструкции будут исходить из того, что воспользовались этой инструкцией для настройки.
Сегодня уже существует проект Proton, входящий в качестве неотъемлемой части в GNU/Linux-версию клиента Steam, DXVK и D9VK входят в его состав и DXVK используется по умолчанию если обнаруживает в Вашей системе всё необходимое для его работы DXVK, но на момент написания этой статьи D9VK в Proton не включен по умолчанию, а вместо этого требует написать PROTON_USE_D9VK в параметры запуска отдельно каждой Direct3D9-игры, в которой Вы хотите использовать D9VK (подробнее о том, как добавлять команды в параметры запуска игр смотрите по ссылке: https://vk.com/topic-114916478_37411637?post=1388). Кроме того, Steam также умеет запускать сторонние Windows-игры и нативные для GNU/Linux игры, не входящие в Вашу библиотеку Steam, даже пиратские игры, что дополнительно уменьшает смысл установки Wine+DXVK+D9VK для игр. Для установки сторонних игр в Steam нажмите на "+" в левом, нижнем углу Вашей библиотеки Steam. Для использования SteamPlay/Proton для всех не поддерживаемых официально компанией Valve игр, включите такую возможность в настройках Steam, но имейте ввиду, что необходимо будет вручную переключиться на новые значительные выпуски Proton при их выходе, потому что это не происходит автоматически, а происходит только для незначительных обновлений Proton. А также имейте ввиду, что Proton содержит не обычный Wine, а Wine с добавлением большого набора авторских патчей компании Valve, дополнительно исправляющий некоторые проблемы с запуском игр, и при том эти исправления пока что не входят в состав обычного Wine и Wine Staging, хоть некоторые из этих патчей со временем переходят в состав Wine. Поэтому для игр из Steam будет проще использовать встроенный в него SteamPlay/Proton вместо установки Wine, DXVK и D9VK отдельно от клиента Steam.
Устанавливать Wine для Windows-игр имеет смысл только в случаях если Вы хотите использовать новейшие выпуски Wine Staging и DXVK, поскольку в составе Proton используется не Wine Staging, а Wine Vanilla, отстающий от Wine Staging по своим возможностям на около 800 дополнительных патчей, при том это обычно заметно устаревший выпуск Wine, и не самые свежие выпуски DXVK и D9VK. Учтите, что использование Wine в Proton вместо Wine Staging в некоторых случаях может привести к неработоспособности некоторых игр, а это ещё одна причина использовать его вместо Proton.
Для использования D9VK в Proton, добавьте в параметры запуска нужных Вам игр переменную окружения PROTON_USE_D9VK %command%
Подробности ниже